ВХІД


Полный размерЗакрыть
Деталі

1Проф. Веселовская З. Ф.: Господин министр! В контексте cовременной стратегии реформирования общества на пути европейского развития Украины возникает насущная потребность в реальных изменениях во всех сферах нашей жизни. Безусловно, это касается и медицины, и информационного поля, и образования. На мой взгляд, выход в свет нового специализированного журнала «Офтальмология» отвечает настроениям времени. Уверена, что Ваше мнение по ряду вопросов, как человека, взявшего на себя ответственность за реформы в здравоохранении Украины, представляет большой интерес не только для офтальмологов.

В связи с этим первый вопрос. Сегодня мы слышим очень разные мнения о том, что и как было сделано в здравоохранении Грузии. Об этом говорят наши грузинские друзья и пациенты из Грузии. Что, на Ваш взгляд, действительно удалось, а что Вы считаете менее удачным или, может быть, даже ошибочным? Ведь анализ произошедших событий, если он честный, чрезвычайно важен для настоящего и будущего Украины.

Квиташвили А. М.: Очень сложно сравнивать Грузию и Украину. Это два абсолютно разных государства. Во-первых, Украина намного больше. Во-вторых, в Украине, в отличие от Грузии, сохранена больничная инфраструктура с советских времен. В Грузии ничего не сохранилось, и нам пришлось отстраивать все заново. В чем-то это проще. Еще одна существенная разница – скорость принятия решения и время, в течение которого уже принятое решение вступает в силу. В Украине все происходит очень медленно, законы связаны друг с другом, одно изменение в законе влечет за собой множество изменений в других законах и подзаконных актах, поэтому все процессы затянуты. Очень большая зарегулированность и очень много власти у «человека с печатью». Мы постепенно это меняем – делаем систему более открытой, понятной и справедливой. 

 

Проф. Веселовская З. Ф.: Если следовать принципам от общего к частному и наоборот, то какому из них Вы бы отдали предпочтение в концепции проведения реформ в Украине? Понятно, что в данном случае мы говорим о реформе здравоохранения.

Квиташвили А. М.: Реформу здравоохранения нельзя провести в отдельно взятой области или городе. Должен быть системный подход, ведь пациенты везде одинаковые. МОЗ должно обеспечить равный доступ к медицинским услугам для всех, независимо от их социального статуса, уровня доходов, места жительства и т. д.

С другой стороны, те пилотные проекты, которые хорошо себя зарекомендовали, мы будем продолжать и развивать. Возможно, немного корректируя и дополняя.

Квиташвили А. М.: Действительно, территория Грузии фактически равна Киевской облас ти, поэтому в Украине сложнее будет проводить процессы медицинской реформы, учитывая географический принцип. Но украинцы, как и грузины, желают получать качественную медицинскую услугу, и реформа предусматривает предоставление такой услуги независимо от географии. Чем пациенты лучше и хуже, например, в Ровно или в Одессе? Ничем. Но почему-то все едут в Киев с надеждой получить качественное лечение, хотя в каких-то 40 км от столицы медицина находится на зачаточном уровне. Наша задача создать такую систему, чтобы каждый пациент в непосредственной близости к своему месту жительства получил необходимую помощь. Нельзя так, чтобы один регион был перенасыщен высокоспециализированными медучреждениями, а другой – не имел ничего. Спросите, поедут ли квалифицированные кадры в регионы, – обязательно поедут. При двух условиях. Первое – создание конкуренции в медицинской практике, второе – реформирование системы медицинского образования и создание системы стимулов для региональных специалистов – как рыночных, так и государственных. Так было и в Грузии, когда государство предоставляло врачам финансовую помощь для работы в отдаленных районах страны. Кстати, большинство этим воспользовалось и вложило деньги в аппаратуру, помещение и т. д. и до сих пор практикует.

Проф. Веселовская З. Ф.: Спасибо! Тем не менее хочу предложить к рассмотрению конкретный пример. Возьмем в центральных районах нашей столицы крупное медицинское учреждение, которое, по мировым стандартам, безусловно, выглядит грустно. Это касается оборудования, технологий, состояния зданий. Какой наиболее оптимальный вариант реформирования Вы видите в данном случае?

Квиташвили А. М.: Согласен с Вами. Большинство медучреждений в Украине, как и на всем постсоветском пространстве, построено в 60–80-х годах прошлого века, и сегодня эти здания не соответствуют как технологически, так и морально современным требованиям. Чтобы установить в таких помещениях современное оборудование, фактически необходимо сделать реконструкцию всего здания. Я уже не говорю о современных строительных нормах, о доступе инвалидов к таким объектам и т. д.

С точки зрения инвестирования не выгодно реконструировать такие медучреждения, дешевле построить «с нуля». Но мы понимаем, в каких реалиях находится сегодня страна, и чтобы разрешить ситуацию с устаревшими зданиями, необходимо дать финансовую и хозяйственную свободу медучреждениям, когда сам руководитель клиники будет решать, куда ему критично вложить деньги, а не кто-то в облздраве или Минздраве. Эти новые механизмы плюс конкуренция с другими клиниками, плюс деньги, которые будут идти за пациентом за счет страхового фонда или государственного финансирования, сбалансируют обновление ресурсной базы медучреждения и оказания качественной медицинской услуги.

Проф. Веселовская З. Ф.: Не скрою, в различных кругах обсуждается вопрос о том, что для реформирования здравоохранения сегодня привлечены преимущественно люди без специального медицинского образования. Хочу сказать, что результаты выборов директора Национального института рака, которые привлекли внимание общественности, продемонстрировали мудрость и принципиальность Вашей позиции как руководителя медицинского ведомства. Хотя это было достаточно нетипично, учитывая давление с различных сторон. Тем не менее, на Ваш взгляд, можно ли с легким сердцем доверить руководство крупными клиниками специалистам без медицинского образования?

Квиташвили А. М.: Можно. Управлять клиникой должен человек с менеджерскими способностями. Тем более при новой системе, когда больницы будут иметь больше возможностей для эффективного перераспределения бюджетных и зарабатывания дополнительных денег. Наоборот, качества хорошего врача и отличного менеджера редко уживаются в одном человеке, поэтому претендент на главного врача должен решить для себя, что для него приоритетнее.

Что касается отбора кандидатов на пост директора Национального института рака, то он показал абсолютно новый подход к формированию медицинского менеджмента. Украинской медицине сегодня нужны управленцы высокого уровня, к сожалению, таких с медицинским образованием очень мало, и формирование пула таких специалистов тоже один из аспектов будущей реформы. Но сегодня очень важно консолидировать все усилия для достижения единой цели – создать доступную каждому медицинскую отрасль с услугами высокого качества и профессиональным персоналом. А сделает это врач или юрист, поверьте, пациенту не важно.

Проф. Веселовская З. Ф.: Учитывая изменения санитарно-эпидемиологической службы, кто, на Ваш взгляд, будет осуществлять этот контроль в лечебных учреждениях, школах, садиках и, наконец, в кафе и ресторанах? Что нас ожидает в будущем?

Квиташвили А. М.: Нас ожидает то, что уже давно работает во всем мире, где функции медицинские и контролирующие разграничены. Не может так быть, когда все находится в одних руках. Должны быть четко прописанные для всех понятные правила игры. Есть понятия обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения, функции которых должны остаться у врачей, что касается различного рода проверок – это задача других органов. Нам сегодня необходимо воспитывать личную ответственность руководителей заведений перед своими клиентами и обществом, чтобы они сами были заинтересованы в сотрудничестве с санитарно-эпидемиологической службой, а для этого нам необходимо создать прозрачную и реально профессиональную службу, что и планируем сделать в ближайшее время.

Проф. Веселовская З. Ф.: Ну, а теперь ближе к офтальмологии! У меня достаточно большой опыт работы в качестве приглашенного профессора в ведущих университетах Германии. Там прекрасно сочеталась и сочетается частная практика ведущих специалистов в государственных учреждениях с цивилизованным контролем финансов и уплатой налогов. В результате обеим сторонам это очень выгодно и спокойно. Почему мы стараемся изобретать велосипед? Почему такой опыт не внедрить в виде, как сейчас модно говорить, «пилотного проекта» и посмотреть, насколько такая новация сможет оздоровить моральный и экономический климат в клиниках?

Квиташвили А. М.: Мы и будем внедрять в Украине зарубежный опыт. Дадим больше финансовой свободы, создадим более благоприятные условия для развития конкуренции, перейдем от оплаты койко-мест к оплате услуг, постепенно внедрим медицинское страхование. И это будет не «пилотный проект», а реформирование всей системы.

Проф. Веселовская З. Ф.: И все-таки, какой Вы видите офтальмологию завтра: бюджетной, приватной или смешанной формы собственности?

Квиташвили А. М.: Доступной для пациентов. Ведь только для них работают врачи, а, поверьте, пациенту безразлична форма собственности клиники – ему важны доступность и качество. Я уже говорил, что в нашем пакете медицинской реформы предусмотрены предоставление финансовой свободы медучреждениям и внедрение инструментов оплаты медуслуг пациентами – именно они дадут людям право на выбор клиники.

Я уверен, что если государство даст пациенту возможность выбора (то есть условно даст ему «ваучер» или страховой полис), он сам найдет и лучшего врача, и лучшую клинику, и лучшее качество услуг. Просто деньги должны «идти за пациентом», то есть должны гарантировать качественную медицинскую услугу, а не тратиться на оплату коек, коридоров и тому подобного.

Проф. Веселовская З. Ф.: Глубокоуважаемый Александр Мерабович! Позвольте искренне поблагодарить Вас за время, которое Вы смогли выделить в Вашем жестком рабочем графике для нашей встречи, и за откровенную беседу.

Квиташвили А. М.: В свою очередь хочу пожелать новому журналу и Вам лично больших успехов в таком полезном начинании.